Вход на форум через главную страницу сайта
 

Новости:

SMF форум только что установлен!


Автор Тема: Введение в лебедковедение  (Прочитано 1384 раз)

selk

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 180
  • Репутация: 0
    • Просмотр профиля
Введение в лебедковедение
« : 07 Октябрь 2011, 16:50:32 »
Для чего нужны лебедки и какие они дают преимущества, я думаю знают все пилоты, стоит просмотреть форумы, и видно, что примерно половина равнинных пилотов, особенно в межсезонье, задумывается о приобретении, а процентов двадцать самых буйных начинают что-то мастерить  и изобретать.

И я был в числе этих двадцати процентов, что-то изобретал, что-то переделывал, на каких-то лебедках поработал оператором, на каких-то просто летал, ну и собралось некоторое количество знаний и соображение которые и постараюсь изложить ниже.

Грубо можно разделить все лебедки на активные и пассивные, это разделение основано на наличии двигателя в конструкции, если лебедка тянет пилота – это активная, если тянут лебедку, к которой каким-то образом привязан пилот, то пассивная, в принципе аналогия с сексменьшинствами просматривается ;).

Начнем обзор с пассивок, самая первая конструкция была такая, барабан с тросом и прикрепленным к нему ленточным тормозом от крана, устанавливался на машину, к тросу цепляли пилота и машина начинала движение, тягу, а в данном случае усилие торможения барабана регулировал оператор, высунувшись по пояс из окна машины, либо сидя в багажнике.

В данной модели на операторе очень много ответственности, следить за тягой по тангажу крыла, регулировать ее, парировать забросы, следить  за количеством троса на барабане и скоростью размотки, командовать водителем и пилотом,  ну и попутно глотать дорожную пыль, поднимаемую колесами машины.

Потом пошли  разные вариации на  эту тему, с дисковым тормозом от жигулей, с различными вариантами смотчиков, креплениями к машине и т.д.
Следующим шагом было применение гидротормоза, что обеспечивало более плавную затяжку и возможность контроля  тяги ( ограничение максимальной тяги аварийным клапаном), в качестве гидротормоза использовались масляные насосы от сельхоз техники НШ, или более дорогие аксиально-поршневые. Были варианты и полностью автоматической затяжки без участия оператора, но не пошли в массы из-за сложности и негуманного ценника.

А самой простой пассивкой является малинка, по сути это просто эластичная веревка длиной 500-1000 метров с динамометром, которая цепляется за фаркоп или буксировочный крюк автомобиля, оператор, он-же водитель, следит за показаниями динамометра и скоростью машины регулирует тягу. Простота и дешевизна конструкции привлекла множество адептов этой системы, но как всегда у палки есть два конца, малинка только для опытных пилотов, наиболее опасны тут 2 момента, во-первых большое время реакции на внештатную ситуацию, это можно частично исправить наличием выпускающего, и во- вторых сложность старта, пока трос идет по земле, работает сила трения об землю и траву, эластичный  трос растягивается, на динамометре показания в норме, а у пилота тяги мало, он бежит с поднятым крылом, все начинают дружно кричать водителю, тягу давай, быстрее, машина ускоряется, и в  момент отрыва троса от земли пилот как из пращи выстреливает в небо с превышением тяги, если пилот неопытный, то в случае недовывода или косяка по курсу ситуация становится критической и принимая во внимание первый момент попросту опасной .

Более безопасны и удобны в использовании активные лебедки, когда лебедка установлена стационарно, и затяжка производится наматыванием предварительно растянутого троса с прицепленным пилотом, здесь оператор видит все что происходит с крылом и  мгновенно может вмешаться в процесс и исправить ситуацию. По конструкции активки могут быть механические, когда двигатель вращает барабан напрямую или через вариатор и гидравлические, когда двигатель заставляет гидронасос подавать давление жидкости на гидромотор соединенный с барабаном, здесь уже можно подключить разные вкусности, свойственные гидросистемам, как то ограничение  и плавная регулировка тяги, вплоть до полной автоматизации процесса затяжки. Так-же существует электрическая активка, с приводом от электродвигателя и сложной системой контроля момента на двигателе. Есть у активок и свои минусы, во первых это цена, (за исключением некоторых механических), стоимость порой превышает цену хорошей новой машины, во вторых нужна команда единомышленников для эксплуатации и обслуживания этого сложного агрегата, в третьих высота затяжки, в штиль, при километровом тросе высота затяжки не более 300 метров(при вменяемой тяге), правда при наличии хорошего возвратного смотчика это можно исправить ступенчатой затяжкой, ну и так-же минусом является вес и габариты, просто так в багажник не кинешь, нужен или прицеп, или грузовик.

В принципе идеальной лебедки пока не существует, у каждой модели есть свои плюсы и минусы, и есть надежда, что кто-то все-таки изобретет что-то легкое, недорогое и безопасное, простор для творчества здесь огромный, единственно хочу предостеречь тех, кто захочет что-то сделать сам, изделия должны быть рассчитаны с тройным запасом надежности и безопасности по авиационным стандартам, ну и по стоимости изготовление, доводки и переделки как правило выходят дороже чем просто купить готовую.

Slawik_chel

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1084
  • Репутация: 0
    • Просмотр профиля
Введение в лебедковедение
« Ответ #1 : 07 Октябрь 2011, 19:58:33 »
Цитата: selk
В принципе идеальной лебедки пока не существует

Просто идеалы у всех свои...
Наша лебедка на Базе Мерседес Унимог с инженерной стороны ИДЕАЛЬНА, сугубо мое мнение...
Цитата: selk
все-таки изобретет что-то легкое

Из файлоф ТОП-Секрет, есть лебедга ЭГОИСТ в этом году производим совершенстввование
Цитата: selk
хочу предостеречь тех, кто захочет что-то сделать сам, изделия должны быть рассчитаны с тройным запасом надежности и безопасности по авиационным стандартам,

Поддерживаю, оставьте эту работу профессионалам)))
Цитата: selk
изготовление, доводки и переделки как правило выходят дороже чем просто купить готовую.

Доводка самый сложный этап, бывает вылазеет кака, там где нет никаких ошибок, но все-таки кака есть...
Смотчик 4ого поколения Гипард 4++ имеет скорость прихода троса на старт 174 кмч и его еще обкатываем, в серию пойдет не раньше мая 2012. он же и может использоваться как Лебедка....
Все это очень интересно и захватывающе все это создавать своими руками, но голова должна быть с нужным образованием:
Игорь Волков
Директор школы. Окончил ХАИ с отличием. Летает с 1994 года. В 1997г создал школу "Вектор" С 1997 по 1999г активно участвовал в национальных и международных соревнованиях. Мастер спорта. Неоднократный призер и чемпион соревнований СНГ. Первым в России выполнил полную программу тестов параплана на опасных режимах полета (июль 1998г, Онежское озеро, парапланы "Вэриор" и "Эклипс"). В 1998-1999г работал тест-пилотом фирмы "Параавис" и готовил к сертификации парапланы "Корвет" и "Танго". На основе опыта тест-пилота в 1999 г создал отечественную версию курса SIV. Организатор первых учебных выездов в Турцию, Болгарию, Испанию. Автор различных программ обучения и книги "Мечта летать". Разработчик нового поколения буксировочных комплексов.